Экзамен – это первое испытание на пути во взрослую жизнь.
Экзамен - самый ответственный период жизни каждого человека.
Экзамен – это испытание, источник стресса (страх – «А вдруг не сдам», недостаток подготовки, волнение окружающих).
На успешность сдачи любых экзаменов влияют три фактора:
- Познавательный - уровень знаний.
- Мотивационный - нацеленность на выполнение учебных задач и преодоление трудностей.
- Эмоциональный - способность выдержать напряжённый экзаменационный марафон.
Основная задача – выработать конструктивное отношение к экзамену, научиться и научить воспринимать экзамен не как испытание, а как возможность проявить себя, улучшить оценки за год, приобрести экзаменационный опыт, стать более внимательными и организованными.
СТРЕСС (от англ. Stress напряжение)
ответная реакция организма на экстремальные условия, нарушающие эмоциональное спокойствие и равновесие человека.
Причины возникновения стрессовой ситуации у школьников:
- Сомнение в полноте и прочности знаний;
- Сомнение в собственных способностях;
- Чувство ответственности и перед родителями, и перед школой;
- Интенсивная умственная нагрузка;
- Нагрузка на одни и те же мышцы и органы из-за длительного сидения;
- Нарушение режима сна и отдыха.
Сигналы стресса: изменение физического состояния, депрессия, дезорганизованность, несамостоятельность, потеря деловых качеств.
Чтобы поддержать ребенка, необходимо:
Рекомендации родителям:
- Участие в подготовке к экзаменам
- Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене.
- Создайте в своем доме уютную, теплую, рабочую обстановку, чтобы никто не мешал.
- Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
- Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене.
6.Во время интенсивного умственного напряжения необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов.
- Употребляй в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад.
8.Необходимо пить большое количество воды, особо полезна минеральная вода.
- Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
- 10. Родителям необходимо самим следить за своим эмоциями, успокоиться. Если ребёнок будет чувствовать уверенность родителей, и это придаст уверенность ему самому.
- Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением.
12.Исключите повышенный тон, нервозность в общение с ребенком.
Способы снять нервно-психическое напряжение:
- спортивные занятия;
- контрастный душ;
- мытье посуды;
- скомкать лист бумаги и выбросить;
- слепить из газеты, бумаги свое настроение;
- громко спеть свою любимую песню;
- покричать то громко, то тихо;
- вдохнуть глубоко 5-10 раз;
- погулять по лесу;
- потанцевать под музыку.
Основной способ саморегуляции – Самовнушение
Создание «установки на успех»
- Составьте лесенку ситуаций, вызывающих страх, т.е. последовательность шагов, приводящих к тревожному состоянию.
- После перечисления всех тревожных ситуаций представляйте себя в каждой ситуации по 5 секунд, а затем расслабьтесь. Важна последовательность перехода по цепочке. Время между ситуациями можно доводить до 30 секунд.
Способы снятия напряжения и концентрации внимания:
Полезные материалы для детей и подростков:
- Центр Ресурс Психологическая подготовка к ГИА resurs-yar.ru›shkolnikam_i…psihologicheskaja…egj/
- «ЕГЭ - это про100! - YouTube»
- «ЕГЭ - это про100! - Вконтакте»
- «Большая перемена» - Национальные проекты России
Удачи Вам и Вашим детям!
Используемая литература:
- Коротченко Н.В. Психологическая подготовка школьников к ЕГЭ как инновационная составляющая образовательного процесса // Материалы Всероссийской научно-практической конференции: «Инновационное развитие системы образования в Российской Федерации». – М.: Паганель, 2011.
- Филакова Е.М., Шабатина Ю.А. Модель психологического сопровождения учащихся при подготовке к ЕГЭ. http://festival.1september.ru /articles/569551/
- Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями. – М.: Генезис, 2009.
- Чуча О. Психологическая готовность к ЕГЭ. http://www.proforientator.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=386:2010-05-28-13-10-37&catid=20:2009-11-10-14-33-40