Об участии МБОУ «Гимназия» в Проекте «Ассоциированные школы ЮНЕСКО»
В июне 2025 года гимназия города Черногорска получила долгожданный международный сертификат, официально подтверждающий членство в сети «Ассоциированные школы ЮНЕСКО». (Ассоциированные школы ЮНЕСКО – это учебно – воспитательные учреждения, сотрудничающие с ЮНЕСКО в рамках соответствующих национальных программ в распространении миротворческих идей, нравственных и духовных ценностей).
Проект «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» начат по инициативе ЮНЕСКО в 1953 году. В 1953 г. ЮНЕСКО начала осуществление проекта под названием Система скоординированных экспериментальных мероприятий в образовании для жизни в мировом сообществе с участием 33 средних школ в 16 государствах-членах. Цель проекта состояла в поощрении развития образования в духе целей и мероприятий Организации Объединенных Наций и специализированных учреждений, а также принципов Всемирной декларации прав человека. В цели проекта входит распространение информации об ООН и ЮНЕСКО, изучение и сохранение культурного и природного наследия, защита прав человека и ребёнка, формирование установок толерантного поведения. В настоящее время Сеть ассоциированных школ ЮНЕСКО является глобальной сетью, в рамках которой в 182 странах зарегистрировано свыше 11 000 школ. Республика Хакасия входит в регион «Сибирь – Алтай».
Наша гимназия подала заявку на вступление в проект «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» несколько лет тому назад, начав путь в проекте со статуса «школа – соискатель», через несколько лет мы получили статус «школа – кандидат». Нами было выбрано направление «Образование для непрерывного развития».
Деятельность в проекте «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» предполагает участие в мероприятиях по различным направлениям: экология и защита окружающей среды, права человека, значение личности в истории и т.д. Многие мероприятия стали традиционными, и учащиеся нашей гимназии успешно участвуют в таких всероссийских конкурсах и конференциях, как «Водная летопись планеты», «Великие реки мира», «Шекспириада», «Модель ООН», «Буквём» (Книжный червь), «Всероссийский форсайт», «Школьная Франкофония», «Инженерное наследие», «Просто действовать», «Вкусный мир», «Школьная премьер – лига», «Ынархас Чоолары» (Дорогами дружбы). Содержание заданий требует от учащихся высокой эрудиции, умения быстро находить информацию, мыслить неординарно и творчески подходить к оформлению результатов исследования.
Например, выполняя задания ежегодной конференции «Модель ООН», организатором которого является МБОУ «Лицей им. Н.Г. Булакина» г. Абакана, участники расширяют свои знания о системе образования и о государственном устройстве в целом стран ШОС и БРИКС.
Наша гимназия также инициирует проведение конкурсов. На протяжении нескольких лет мы являемся организаторами конкурса «Россия – загадочная страна».
Конкурс нацелен на воспитание у школьников чувства патриотизма и гордости за свою страну; изучение и популяризацию истории, культуры, обычаев и традиций России; формирование у учащихся высоких морально-нравственных принципов; совершенствование эстетического воспитания детей и молодёжи; формирование механизмов взаимодействия и единого образовательного пространства образовательных организаций для эффективной реализации проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО».
Первоначально конкурс проводился для школ – партнёров Республики Хакасия, а с 2021 года приобрёл статус Всероссийского. Участниками конкурса были представители школ из разных уголков нашей страны (Москва, Санкт – Петербург, Воронеж, Уфа, Астрахань, Самара, Саратов, Иркутск, Ижевск, Башкортостан, Республика Татарстан, ХМАО – Югра, Республика Саха Якутия, Республика Хакасия, Симферополь и др.) Участники конкурса из года в год показывают всё более глубокое знание различных сторон жизни России, с любовью рассказывают о своей малой родине в презентациях, видеороликах, рисунках. Сочинения о России свидетельствуют о любви к родной стране и вселяют уверенность в правильности пути, выбранного нашей страной. Российские школьники, где бы они ни жили – в большом городе или в маленьком селе, на юге или на севере – любят свою страну искренне и нежно. Одним из заданий конкурса было создать проект на тему «Генеалогическое древо российских деятелей науки, культуры и искусства».
Ещё одно мероприятие, организатором которого является наша гимназия, это интеллектуально – творческий региональный конкурс «Корабль мысли». Его самыми активными участниками являются наши партнёры – школы Республики Хакасия. Содержание конкурса включает в себя различные задания: декламация стихов собственного сочинения по мотивам любимых мифов; создание проекта об участии жителей своего города, села в Великой Отечественной войне, в локальных войнах и в СВО. Педагоги школы активно участвуют в организации конкурсов: разрабатывают положение, подводят итоги конкурса.
Популяризация знаний о проекте «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» также является задачей педагогов. Учителями гимназии был разработан курс внеурочной деятельности «Мир без границ». Кроме общих знаний о ЮНЕСКО на занятиях внеурочной деятельности обучающиеся знакомятся с историей и традициями проведения таких дат, как Международный день грамотности, День Воинской славы России, Международный день толерантности, Всемирный день информации, День героев Отечества в России, Международный день родного языка, День славянской письменности и культуры, День памяти юного героя-антифашиста, День героев Отечества в России. На этих занятиях мы также ведём разговор о сходствах и различиях праздников в разных странах, например, «Рождество в мире».
В наше сложное время особенно важно убеждать учащихся в том, что на нашей планете е живёт очень много хороших и добрых людей, которые ценят и бережно хранят свои обычаи и традиции.
Педагоги гимназии принимают активное участие в мероприятиях, организуемых национальным советом САШ АШЮ (серия вебинаров «Практика цифровых инструментов педагога», Всероссийский телемост «Сохранение традиций и культуры коренных народов Урала, Сибири и Дальнего Востока и др.).
Благодаря деятельности в проекте у нас сложились добрые и взаимовыгодные отношения с коллективами учащихся и педагогов школ – участниц САШ АШЮ Республики Хакасия. Прежде всего, это ГБОУ РХ «Хакасская национальная гимназия-интернат им. Н.Ф. Катанова», МБОУ «Лицей имени Н.Г. Булакина» г. Абакана, МБОШИ «Аскизский лицей-интернат» им. М.И. Чебодаева».
Участие в проекте «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» постепенно начинает менять общее настроение членов педагогического коллектива. Информация о мероприятиях, проводимых в рамках проекта в стране и в регионе, личное участие в конкретных мероприятиях позволяет педагогам почувствовать уверенность в своих силах и найти ответы на вопросы, касающиеся проблем, возникающих в работе с учащимися.
Куратор Проекта Ассоциированные школы ЮНЕСКО
Крюкова Нина Юрьевна, учитель иностранных языков
ДОКУМЕНТЫ
![]() |
ПИСЬМО-ПОДТВЕРЖДЕНИЕ | |
![]() |
План работы МБОУ «Гимназия» по проекту «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» на 2025-2026 учебный год | |
Основная информация
Сеть ассоциированных школ ЮНЕСКО в мире и в Российской Федерации
Ассоциированные школы ЮНЕСКО - это международная Сеть, объединяющая дошкольные учебные учреждения, школы, учебные заведения среднего профессионального образования, институты повышения квалификации учителей и педагогические вузы. В своей деятельности эти учебные заведения руководствуются национальной системой образования страны.
Начало деятельности в мире – 1953 год
Количество школ – участниц в мире - 12000
Количество стран – участниц – 182
Начало деятельности в России – 1957 год
Количество школ – участниц в России – 387
В России 9 регионов:
Москва
Юг – Кавказ
Волга
Урал
Сибирь – Алтай
Центр
Балтика – Север
Саха – Байкал
Башкортостан
МБОУ «Гимназия» входит в регион «Сибирь – Алтай»
Направления деятельности в мире
- Глобальная гражданственность и культура мира и ненасилия
- Устойчивое развитие и устойчивый образ жизни
- Межкультурное обучение и признание культурного разнообразия и наследия
Направления деятельности в России
Каждая школа под руководством регионального, национального координационного центра работает на международном уровне, в региональных проектах и проектах на базе образовательного учреждения в рамках приоритетных направлений:
- Распространение информации об ООН и ЮНЕСКО
- Образование в интересах устойчивого развития
- Изучение всемирного культурного и природного наследия
- Права человека и межкультурное образование
Педагогические и ученические коллективы, принимающие участие в данной программе, имеют много возможностей для сотрудничества с целью разработки инновационных образовательных подходов, методик и материалов, начиная с местного и заканчивая глобальным уровнем.