Uncategorised
Открытые направления тем итогового сочинения в 2022-2023 учебном году:
С 2022/23 учебного года Минпросвещением России, Рособрнадзором и Советом по вопросам проведения итогового сочинения принято решение об изменении подхода к формированию комплектов тем итогового сочинения: они будут формироваться из закрытого банка тем итогового сочинения.
В 2022/23 учебном году комплекты тем итогового сочинения будут собираться только из тех тем, которые использовались в прошлые годы (их более полутора тысяч). В дальнейшем закрытый банк тем итогового сочинения будет ежегодно пополняться новыми темами. Образец комплекта тем 2023 года состоит из 6 тем, а не из 5 как раньше.
Комплект тем итогового сочинения:
№ п/п |
Номер темы |
Тема |
1 |
1223 |
Как, по-Вашему, связаны понятия чести и совести? |
2 |
1434 |
Что Вы вкладываете в понятие «счастье»? |
3 |
2345 |
Семейные ценности и их место в жизни человека. |
4 |
2456 |
В чём может проявляться любовь к Отечеству? |
5 |
3367 |
Способно ли, с Вашей точки зрения, явление культуры (книга, |
6 |
3167 |
Чему человек может научиться у природы? |
В комплект тем итогового сочинения включены по две темы из каждого раздела банка тем итогового сочинения в соответствии со следующей последовательностью:
Темы 1, 2 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека».
Темы 3, 4 «Семья, общество, Отечество в жизни человека».
Темы 5, 6 «Природа и культура в жизни человека».
Сами темы выпускники традиционно узнают уже перед началом сочинения.
Итоговое сочинение (изложение) - условие допуска к государственной
итоговой аттестации (ГИА) по образовательным программам среднего общего образования.
Изложение вправе писать следующие категории лиц:
- обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды и инвалиды;
- обучающиеся по образовательным программам среднего общего
образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; - обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе
санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные,
реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
Продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут (235 минут). В продолжительность выполнения
итогового сочинения (изложения) не включается время, выделенное на
подготовительные мероприятия (инструктаж участников итогового сочинения (изложения), заполнение ими регистрационных полей и др.).
Для участников итогового сочинения (изложения) с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа. При продолжительности итогового сочинения (изложения) четыре и более часа организуется питание участников итогового сочинения (изложения) и перерывы для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий.
Итоговые сочинения (изложения) оцениваются по системе «зачет» или
«незачет» по критериям, утверждённым Рособрнадзором.
Каждое сочинение (изложение) проверяется одним экспертом один раз.
К проверке по пяти критериям оценивания, утверждённым Рособрнадзором, допускаются итоговые сочинения (изложения), соответствующие установленным требованиям:
Требование № 1. «Объем итогового сочинения (изложения)»
Если в сочинении менее 250 слов, а в изложении менее 150 слов (в подсчёт
включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования №1 и «незачет» за всю работу в целом (такие итоговые сочинения (изложения) не проверяются экспертами в соответствии с пяти критериями оценивания).
Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения
(изложения)»
Итоговое сочинение (изложение) выполняется самостоятельно.
Итоговое сочинение - не допускается списывание сочинения (фрагментов
сочинения) из какого-либо источника (работа другого участника, чужой текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать собственный текст участника.
Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по пяти критериям:
• «Соответствие теме»;
• «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
• «Композиция и логика рассуждения»;
• «Качество письменной речи»;
• «Грамотность».
Критерии №1 и №2 являются основными.
Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев (№3-№5).
Повторно к написанию итогового сочинения (изложения) в текущем учебном году в дополнительные сроки (в первую среду февраля и первую рабочую среду мая) допускаются:
обучающиеся, получившие по итоговому сочинению (изложению)
неудовлетворительный результат («незачет»);
• обучающиеся, не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по
уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства,
подтвержденные документально);
• обучающиеся, не завершившие сдачу итогового сочинения (изложения) по
уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства,
подтвержденные документально).
Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ГИА – бессрочно.
Итоговое сочинение в случае представления его при приеме на обучение по
программам бакалавриата и программам специалитета действительно в
течение четырех лет, следующих за годом написания такого сочинения.
Порядок проведения итогового сочинения (изложения) в образовательной организации
Вход участников итогового сочинения (изложения) в места проведения итогового сочинения (изложения) начинается с 09.00 по местному времени.
Участники итогового сочинения (изложения) рассаживаются за рабочие столы в учебном кабинете в произвольном порядке (по одному человеку за рабочий стол).
Во время проведения итогового сочинения (изложения) в учебном кабинете должны присутствовать не менее двух членов комиссии по проведению итогового сочинения (изложения).
Итоговое сочинение (изложение) начинается в 10.00 по местному времени.
Если участник итогового сочинения (изложения) опоздал, он допускается к написанию итогового сочинения (изложения), при этом время окончания написания итогового сочинения (изложения) не продлевается.
Повторный общий инструктаж для опоздавших участников не проводится.
Члены комиссии по проведению итогового сочинения (изложения) предоставляют необходимую информацию для заполнения регистрационных полей бланков итогового сочинения (изложения).
Во время проведения итогового сочинения (изложения) на рабочем столе участников итогового сочинения (изложения), помимо бланка регистрации и бланков записи (дополнительных бланков записи), находятся:
- ручка (гелевая или капиллярная с чернилами чёрного цвета);
документ, удостоверяющий личность; - лекарства и питание (при необходимости);
орфографический словарь для участников итогового сочинения (орфографический и толковый словари для участников итогового изложения), выдаваемый по месту проведения итогового сочинения (изложения); - инструкция для участника итогового сочинения (изложения);
листы бумаги для черновиков, выданные по месту проведения итогового сочинения (изложения); - специальные технические средства (для участников с ОВЗ, детей-инвалидов, инвалидов) (при необходимости).
Во время проведения итогового сочинения (изложения):
участникам итогового сочинения (изложения) запрещено иметь при себе: средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, собственные орфографические и (или) толковые словари, пользоваться текстами литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика, другие литературные источники).
Участники итогового сочинения (изложения), нарушившие установленные требования, удаляются с итогового сочинения (изложения) членом комиссии по проведению итогового сочинения (изложения).
В случае если участник итогового сочинения (изложения) по состоянию здоровья или другим объективным причинам не может завершить написание итогового сочинения (изложения), он может покинуть место проведения итогового сочинения (изложения).
Участники итогового сочинения (изложения), досрочно завершившие написание итогового сочинения (изложения), сдают бланки регистрации, бланки записи (дополнительные бланки записи), листы бумаги для черновиков и покидают образовательную организацию (место проведения итогового сочинения (изложения), не дожидаясь установленного времени завершения итогового сочинения (изложения).
«Война и мир» – к 150-летию великой книги.
Темы, связанные с данным направлением, предполагают попытку осмысления важнейших исторических и нравственно-философских уроков знаменитой толстовской эпопеи. Опираясь на духовный опыт, воплощенный в великой книге, важно поделиться собственными размышлениями о вечном стремлении человека к миру и гармонии, о причинах разлада и поисках согласия между людьми в семейных и социальных отношениях, о многозначности понятий «война» и «мир» и их сложном соотношении, о природе подлинного героизма и патриотизма, а также о других вечных проблемах, неизменно находящих отклик в литературных произведениях.
«Надежда и отчаяние».
В широком мировоззренческом аспекте понятия «надежда» и «отчаяние» могут быть соотнесены с выбором активной или пассивной жизненной позиции по отношению к несовершенствам окружающей действительности. Надежда помогает человеку выстоять в тяжелых жизненных ситуациях, толкающих к отчаянию и вызывающих ощущение безысходности. Многие литературные герои оказываются перед трудным выбором: проявить слабость и сдаться на волю обстоятельств или бороться с ними, не теряя веры в людей и собственные силы, добро и справедливость. Проиллюстрировать проявления этих разных жизненных позиций можно, обратившись к произведениям отечественной и зарубежной литературы.
«Добро и зло».
Конфликт между добром и злом составляет основу большинства сюжетов мировой литературы и фольклора, воплощается в произведениях всех видов искусства. Вечное противостояние двух полюсов человеческого бытия находит свое отражение в нравственном выборе героев, в их мыслях и поступках. Познание добра и зла, определение границ между ними является неотъемлемой частью всякой человеческой судьбы. Преломление читательского опыта ученика в этом ракурсе даст необходимый материал для раскрытия любой из тем указанного направления.
«Гордость и смирение».
Данное направление предполагает осмысление понятий «гордость» и «смирение» в философском, историческом и нравственном аспекте с учетом многозначности их смысла у людей разных национальностей и религиозных убеждений. Понятие «гордость» может быть осмыслено как в позитивном ключе (чувство собственного достоинства), так и в негативном (гордыня); понятие «смирение» – как рабская покорность или как внутренняя сила, позволяющая не отвечать агрессией на агрессию. Выбор тех или иных смысловых аспектов, а также примеров из литературных произведений остаются за автором сочинения.
«Он и она».
Взаимоотношения между мужчиной и женщиной, как в личной, так и в социальной сфере, всегда волновали отечественных и зарубежных писателей, публицистов, философов. Темы сочинений данного направления дают возможность рассмотреть разные проявления этих отношений: от дружбы и любви до конфликта и обоюдного неприятия. Предметом размышления может стать и многообразие взаимоотношений мужчины и женщины в социальном, культурном, семейном контексте, включая духовные связи между ребенком и родителями. Обширный литературный материал содержит примеры осмысления тончайших нюансов духовного сосуществования двух миров, именуемых «он» и «она».
Комплекты тем итогового сочинения для различных регионов будут размещены на официальном информационном портале ЕГЭ за 15 минут до его начала по местному времени.
Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность.
Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.
Результатом итогового сочинения (изложения) является «зачет» или «незачет», к сдаче государственной итоговой аттестации допускаются только выпускники, получившие «зачет».
Повторно допускаются к написанию итогового сочинения (изложения):
- обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования, получившие «незачет»;
- участники, не явившиеся или не завершившие написание итогового сочинения (изложения) по уважительной причине.
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
Детский технопарк "Кванториум",г.Черногорск
Регионального центра по работе с одаренными детьми «Альтаир-Хакасия»
Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Федеральный портал "Российское образование"
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Муниципальное образование город Черногорск
Министерство образования и науки Республики Хакасия
Городское управление образованием Администрации г.Черногорска
Портал государственных услуг Российской Федерации
БАРС.Образование-Электронная Школа
(Инструкции по входу в "БАРС.Образование-Электронная Школа")